В помощь коллегам

Написание текстов на сайте библиотеки    


«Книжная» бочка


    Недавно в центре Телави - столице грузинского виноделия - появилась «книжная» бочка. Таким оригинальным способом представители городской мэрии и Национальной библиотеки Грузии решили привлечь молодежь к чтению книг. 

В деревянную винную бочку, переделанную под книжный шкаф, поместили десятки интересных книг различной тематики. И теперь она напоминает горожанам о том, что надо больше свободного времени проводить с книгой, а не с бокалом вина.
«Нашим главным приоритетом является книжное будущее, - заявил мэр города. 24 часа в сутки любой желающий может прийти сюда, взять книгу, прочитать и вернуть обратно. Библиотека будет обновляться».

   Эту инициативу подхватили и другие города Грузии, где также были установлены мини-библиотеки.        


 Идеи оформления выставок 






Альтернативные библиотеки

Библиотеки стремительно теряют популярность. Сегодня любую информацию можно получить со своего смартфона, не сходя с места. В том числе и книжку скачать. Вернуть интерес к чтению литературы в целом и бумажным книгам в частности призваны дизайнерские и общественные проекты, реализумые прямо на улицах города, пляжах и в общественном транспорте. В такой библиотеке читательский билет вам не потребуется.
Библиотека в будке



Маленькую бесплатную библиотеку (Little Free Library) придумали дизайнеры студии Stereotank. Это государственный проект, обеспечивающий жителям Нью-Йорка возможность почитать прямо на улице, сидя в кафе или в парке. Библиотечная будка представляет собой пластиковый контейнер желтого цвета с маленькими круглыми окошками. Там можно бесплатно взять книгу, но обязательно ее вернуть, чтобы маленькая библиотека не опустела. Воспользоваться библиотекой-будкой нью-йоркцы смогут до сентября этого года.
Виртуальная библиотека в метро


На радость любителям почитать в метро: выбираешь книгу из картинок на стене, сканируешь QR-код и читаешь на телефоне. Кампания, организованная сотовым оператором Vodafone совместно с издательством Humanitas, проходила с августа по конец октября прошлого года в столице Румынии Бухаресте на станции метро Площадь победы (Victoriei station). Стены станции превратили в книжные стеллажи, разместив на обложке каждой из книг QR-код. Примечательно, что услуга была доступна всем пассажирам метро, независимо от того, услугами какого оператора связи они пользуются.
Домик для книг




Первый деревянный домик американец Тодд Бол соорудил в память о своей матери, учительнице и большой любительнице книг. Деревянное строение было установлено на месте почтового ящика во дворе и внешне напоминало школу, в которой она работала. Внутрь Тодд Бол положил любимые книги своей матери, чтобы каждый, кто ее знал и помнил, мог взять их и почитать.
Его другу Рику Бруксу идея так понравилась, что он превратил ее в общественное движение. За 5 лет существования проекта в США и более чем 40 других странах построено 6000 мини-библиотек. Каждый домик уникален и создан вручную местными жителями. Все мини-библиотеки зарегистрированы на сайте проекта, где им присвоены GPS-координаты.
Библиотека в троллейбусе






Это проект дизайн-студии Studio 8 ½ в болгарском городе Пловдив. В общественную библиотеку превратили старый, отслуживший своё троллейбус. На фотографиях изображена библиотека, расположенная на улице Отца Паисия в самом центре Пловдива. Именно по этой улице более 50 лет назад пустили первый троллейбус. А Отец Паисий — это болгарский монах 18-го века, автор первой Истории Болгарии.
В бибилиотеке можно не только почитать, но и попить чай или кофе — в троллейбусе оборудована маленькая кухонька. На стеллажах умещается до 600 книг на болгарском и иностранных языках.
Библиотека в телефонной будке


Сегодня мобильный телефон у каждого в кармане, и уличные телефонные автоматы стали не нужны. В Нью-Йорке их решили превратить в уличные библиотеки и центры обмена книгами между жителями города. Идея принадлежит архитектору Джону Локу. Яркие красные стеллажи с книгами заполнили пространство вокруг телефонов-автоматов.
Библиотека на пляже




На Бонди бич, популярнейшем пляже Сиднея и одном из самых популярных пляжей мира, Ikea установила 30 стеллажей Билли с книгами на любой вкус в честь тридцатилетия книжного шкафа. Ведь чтение — это одно из любимейших занятий людей, загорающих на пляже.

 Как правильно приобщить интернет-молодежь к чтению


Так можно запаролить wi-fi в библиотеке. Пароль не узнаешь пока не возьмешь книгу!


                   Здоровый стол

В библиотеках некоторых американских и канадских университетов и колледжей появились легкие раскладные рабочие столы,  которые называются  FitDesks.   Они представляют из себя комбинацию стационарного велосипеда и небольшой столешницы,  на которой можно разместить ноутбук.   Студенты,  которым очень нравится это новшество, могут теперь заниматься и одновременно крутить педали велотренажера,  что оказывает позитивное влияние на здоровье.
Как показало специальное исследование,  у студентов использующих этот комбинированный стол хотя бы два часа в неделю,   более стабильный сон,  чем у тех,  кто занимается за обычными столами.

Новые формы библиотечной работы, привлечение читателей

"Библиотека – открытый мир". Новые формы библиотечной работы, привлечение читателей (в сокращении)

Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.
Для решения этих задач библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы. Библиотекари неистощимы на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению. Многие их задумки очень интересны.
Волонтёры и библиотечные советы
В условиях продолжающегося экономического кризиса и вызванного им сокращения финансирования и штатов, многие американские библиотеки всё больше прибегают к помощи волонтёров. Среди последних представители разных возрастов, но особенно много молодёжи – учащиеся старших классов общеобразовательных школ, студенты университетов и колледжей. Волонтёры принимают участие во многих библиотечных программах и мероприятиях – от самых прозаических (протирание книг) и до помощи в организации молодёжных вечеров, клубов по интересам. Очень часто они работают в качестве библиотечных гидов, что содействует притоку в библиотеку новых молодых пользователей. Дресс-код волонтёров может быть произвольным, однако существует запрет на ношение тапочек, сандалий, шорт, мини юбок или чересчур обтягивающей одежды. В публичной библиотеке города Кин в Нью-Гэмпшир (США) активно реализуется программа Барака Обамы по привлечению как можно большего числа молодых людей к участию в общественной жизни. В удобное для них время граждане от 18 лет и старше работают в качестве волонтёров, осуществляя следующие необходимые библиотечные процедуры:
  • расстановка по полкам книг и аудио-видео материалов;
  • помещение книг в суперобложки;
  • восстановление книг;
  • перемотка кассет и видео;
  • оказание помощи в молодёжной зоне;
  • доставка библиотечных материалов на дом (для престарелых и инвалидов);
  • участие в специальных библиотечных проектах.

В настоящее время библиотека остро нуждается в волонтёрах, которые могли бы работать в качестве:
  • ведущего книжных дискуссий;
  • инструктора кинопоказов;
  • инструктора по различным компьютерным играм;
  • помощника в классе домашних заданий;
  • ассистента программ летнего чтения;
  • ассистента по организации различных молодёжных мероприятий.

Все волонтёры, желающие участвовать в библиотечной жизни, должны иметь рекомендации и заполнить биографическую анкету (включая отпечатки пальцев). В период экономического кризиса, когда библиотеки вынуждены сокращать и без того немногочисленный штат постоянных сотрудников, реальная помощь молодых волонтёров позволяет частично компенсировать нехватку рабочих рук. В публичной библиотеке города Санта Барбара (Калифорния, США) молодые волонтёры работают в качестве своеобразных гидов (greeters). Они радостно и приветливо встречают каждого нового посетителя и отводят его в тот или иной отдел библиотеки или к конкретному специалисту. Обычно каждый волонтёр должен отработать в этом качестве от 2 до 4 часов в месяц в течение одного года. Таким способом библиотека демонстрирует свою доброжелательность по отношению ко всем пользователям, а также увеличивает приток подростков, которым приятно быть обслуженными своими сверстниками.

Молодёжные советы в библиотеке

В настоящее время молодёжные советы в зарубежных библиотеках начинают играть ключевую роль не только в процессе социализации подростков, но и в развитии самих библиотек, где члены молодёжных советов помогают персоналу создавать интересные программы для подростков и могут принимать участие в таких мероприятиях:
  • писать книжные обозрения;
  • помогать проводить обсуждения книг;
  • создавать ориентированные на подростков дисплеи по продвижению чтения;
  • оказывать помощь в создании веб-страницы молодёжного совета;
  • писать статьи для местной стенгазеты;
  • предлагать книги для покупки;
  • оказывать помощь в планировании и реализации программ;
  • помогать готовить авторские программы;
  • помогать искать денежные средства для приобретения материалов и реализации программ;
  • участие в маркетинговой деятельности библиотеки;
  • в создании информационного бюллетеня для подростков.

Существует множество способов привлечения молодёжи к участию в молодёжных советах. Например, в стенах библиотеки это:
  • спросите их и будьте готовы записать имя, номер телефона, адрес электронной почты;
  • подойдите к подростку и предложите посмотреть листок с комментариями;
  • скажите ему, что вы отвечаете за покупку библиотечных материалов и хотите с ним посоветоваться;
  • вручите подростку рекламный буклет и спросите заинтересовался ли он;
  • развесьте объявления и подписные листы в библиотеке в наиболее подходящих местах (у платного телефона, в компьютерном классе, рядом с источником воды, около полок с молодёжной литературой, около туалетов, у аппарата фотокопирования, в читальном зале);
  • организуйте выставку в молодёжной зоне, где будут представлены материалы, отражающие деятельность молодёжных советов;
  • включите собрание членов молодёжного совета в календарь библиотечных мероприятий;
  • поместите заметку в информационный бюллетень;
  • рекламируйте молодёжные советы на компьютерах, которые используют скрин-сейверы;
  • все программы для молодёжи должны содержать пункт о свободном доступе в молодёжные советы новых членов;
  • помещайте рекламу в рекомендованных списках молодёжного чтения;
  • приглашайте в молодёжные советы всех участников программ летнего чтения.

Или за пределами библиотеки:
  • налаживание контактов со школами и вузами, молодёжными центрами и с конфессиональными учреждениями; организациями домашнего образования; молодёжными клубами филателистов;
  • печатание объявлений и пресс-релизов;
  • помещение заметки в школьной стенгазете;
  • помещение информации на сайте библиотеки.

В разных библиотеках состав молодёжных советов может существенно различаться. Поэтому в случае необходимости желательно проводить «мозговую атаку» с целью определения основных направлений деятельности молодёжных советов. Привлечение молодёжи к участию в библиотечной жизни формирует навыки общения в молодёжной среде, является своего рода моделью взрослой жизни. Выше сказанное позволяет сделать вывод, что волонтёрское движение является важным компонентом в системе ценностей и формах обслуживания молодёжи в современных библиотеках.
Виртуальные волонтёры
В последние годы в США сложилась практика использования услуг онлайновых волонтёров в различных государственных учреждениях, включая библиотеки. В библиотеках виртуальные волонтёры обслуживают пользователей с ограниченными возможностями или в силу каких-либо других обстоятельств привязанных к дому или работе. Они осуществляют электронные визиты на домашние или рабочие компьютеры пользователей библиотечных услуг, помогая, например, ученикам выполнять домашние задания, взрослым составить резюме для работы, а молодым правонарушителям организовать процесс учебы.
В рамках этой же программы молодые библиотечные волонтёры находят применение своим обширным познаниям в области новейших технологий. Они помогают взрослым библиотечным пользователям освоить основы работы на компьютере, показывают как осуществлять навигацию на библиотечном сайте, использовать различные поисковые системы или изучить программное обеспечение обработки текста.


Уличный библиотекарь

В Портленде (Орегон, США) придумали новый способ библиотечного обслуживания бездомных граждан. В начале июня этого года стартовал проект Street Books (Уличные Книги), который осуществляется с помощью гранта, полученного от Регионального Совета по Искусству и Культуре (RACC grant). Уличный библиотекарь Laura Moulton обслуживает скромную коллекцию книг, находящихся в небольшом трейлере, прикреплённым к велосипеду. Она ездит по улицам города и предлагает бездомным горожанам взять и прочитать какую-нибудь книгу из этой коллекции. Книжная коллекция составлена из набора случайно отобранных 40 книг, принадлежащих перу местных авторов. Лаура имеет при себе каталожные карточки для регистрации возвращаемых книг. В первые дни своей работы она не надеялась на возврат выданных книг, но оказалось, что из 25 книг возвращают приблизительно 6 изданий.

Проект ориентирован не только на привлечение бездомных граждан к чтению. Он ещё выполняет задачу документирования жизненных историй данной категории горожан и последующего выставления этих материалов на библиотечном сайте. Для осуществления этой задачи уличный библиотекарь использует фотокамеру и видеозапись. Используя библиотечный сайт, бездомные читатели смогут в дальнейшем обмениваться книжными рецензиями и опытом бездомной жизни.

Курсы для работы с аутистами

Библиотекари графства Монтгомери (США) в течение месяца активно посещали специальные курсы по подготовке к работе с аутистами. На курсах они осваивали специфические техники работы с этой категорией пользователей.

Тренинг проводился известными специалистами Dan Weiss и Meg Kolaya, которые широко использовали видеоматериалы. Видеокурс был создан в публичной библиотеке Scotch Plains и мемориальной библиотеке Fanwood в рамках проекта "Welcoming Library Spaces for the Autism Community and Their Families”.

Аутизм в США является национальной проблемой, поскольку на каждые 150 жителей страны приходится один аутист. Библиотеки графства Монтгомери комплектуют свои коллекции специальными материалами, с помощью которых можно более качественно обслуживать пользователей с различными проблемами здоровья.
Один из способов реабилитации инвалидов, интеграции их в среду здоровых людей – популяризация их достижений. Ребята не раз принимали участие в фестивалях творчества детей с ограничениями в жизнедеятельности и занимали призовые места в различных номинациях. Творческие выставки детей-инвалидов библиотеки проводят регулярно.  

"Подростки и мода"

Знаменитая Нью-Йоркская Публичная библиотека подготовила новую программу для молодежи: «Подростки и мода». По мнению библиотекарей, эта программа привлечёт в библиотеку много новых молодых пользователей, будет содействовать освоению других библиотечных ресурсов. Хорошо известно, что подростки придают большое значение одежде, любят её модифицировать, обмениваться рубашками, брюками в течение дня. Библиотечная программа объединяет интерес подростков к моде, совместному досугу и Тиму Ганну (популярнейший телеведущий и консультант в области моды, который ведёт реалити-шоу «Проект Подиум»). Библиотека имеет большую коллекцию журналов мод, среди которых такие известные как Vogue и Cosmo, а также специальных изданий по костюмам, вязанью, фотоальбомов.

Участники программы используют Google для поиска по картинкам, газетные подшивки со статьями о моде, информацию о художественных аукционах, музейные вебсайты и даже IMDB (база данных фильмов в Интернете) для того, чтобы проводить дискуссии.

Вести такую программу на постоянной основе может приглашённый специалист из муниципального колледжа или студент, специализирующийся в области моды. Неплохо привлечь к участию в данной программе и квалифицированного фотографа.

В молодёжной зоне библиотеки устраивается выставка эскизов одежды, которые получили наивысшую оценку подростков, участвовавших в программе. Прочие молодые посетители библиотеки могут голосовать за лучшие с их точки зрения образцы. Не исключено, что какой-нибудь предприимчивый пользователь создаст на основе того или иного эскиза новый фасон одежды.

Данная программа делает библиотеку крутым местом для молодёжи и, по словам Тима Ганна, способствует её популяризации.

Вторая жизнь книжных иллюстраций

Молодой американский дизайнер Ryan Novelline создал оригинальное вечернее платье. Наряд сделан из десятков иллюстраций детской книжной серии Golden Book.

Юбка представляет собой полотно из более чем 14 квадратных метров настоящих книжных иллюстраций, соединённых между собой позолоченной металлической ниткой. Элегантный корсет сделан из золотистой обёрточной бумаги, которая служила упаковкой для продукции Golden Book. Чтобы дизайнерское платье сохраняло форму, под всеми его бумажными составляющими находится слой ткани. Так что любимые американцами сказки приобрели вторую жизнь в складках красивой одежды.

Вместо штрафа чтение

Очень необычный метод использовали библиотекари штата Огайо для решения проблемы задолженности литературы. Местные библиотеки вместо штрафа предлагают подростком чтение. По инициативе библиотеки Mary Ann Mongan, несколько лет назад был организован Fresh Start Club. Согласно его правилам, дети до 17 лет, вовремя не вернувшие библиотечные книги, могут быть освобождены от уплаты штрафов, если сядут за чтение в присутствии библиотекарей. 10 центов штрафа приравнивается к минуте чтения. Лишь бы читали!

Вечера коротких книжных свиданий

В последние два года многие американские библиотеки стали устраивать вечера коротких книжных свиданий для молодых людей. Такое мероприятие (speed-dating session) прошло на территории центрального отделения публичной библиотеки в Сан-Франциско.

Каждый участник мероприятия должен принести с собой любимую книгу, с помощью которой определяется в дальнейшем общность интересов.

В помещении, где проходят свидания, играет музыка, а участники, у каждого из которых есть свой номер, в течение 4 минут болтают и флиртуют с противоположным полом, а также выясняют взаимные литературные пристрастия. Затем происходит ротация образовавшихся пар. В заключительной стадии этого мероприятия библиотекари изучают карточки участников и определяют пары, которые проявили взаимный интерес.

«Библиотека должна быть местом встреч для молодёжи», – считает Donya Drummond, библиотекарь справочной службы библиотеки в Сан-Франциско, которая организовала рекламную акцию мероприятия через Facebook. Подобные акции привлекают в библиотеку новых молодых пользователей.

Короткие свидания с книгами в библиотеках начали практиковаться в Бельгии в 2005 г. Это новшество придумал бельгийский библиотекарь Danny Theuwis с целью оживить порой унылую библиотечную жизнь, сделать её более эмоциональной. Он обучил сотни европейских библиотекарей проводить это мероприятие, которое ещё называется «bibdating».

В США первая подобная встреча состоялась в 2009 г., в публичной библиотеке Omaha в день Святого Валентина. Устроители назвали его «Hardbound to Heartbound» (Твёрдый переплёт на Твёрдый переплёт) и в нём приняли участие 65 человек.

Возраст участников коротких свиданий от 20 до 40 лет, как правило, это потерянное (ещё в юном возрасте) для библиотек поколение пользователей.

Самой большой проблемой таких встреч является нехватка особей мужского пола (часто соотношение 1 к 5 в пользу женщин). Библиотеки иногда вынуждены даже отменять мероприятие из-за отсутствия молодых мужчин. Некоторые библиотеки предлагают помещать фотографии привлекательных женщин на своих рекламных листовках, другие намереваются отказаться от использования художественной литературы, поскольку мужчины часто приносят с собой не художественную. «Книги не самое главное во время такой встречи (допустим вы принесли Кафку)», – говорит один из участников акции, – «Если ваши 4 минуты воспринимаются как вечность, дело не в книгах».

Подобное мероприятие прошло и в нашей стране в библиотеке им. В.В. Маяковского (г. Санкт-Петербург) в рамках книжной вечеринки.

Формат вечеринок мини-свиданий в 1998 г. придумал раввин Яков Дейо из Лос-Анджелеса. Идея экспресс-знакомств стала популярна в Америке и, утратив национальный и религиозный контекст, быстро распространилась по всему миру, как революционный способ знакомств для успешных, но загруженных работой одиноких профессионалов. Такие вечеринки знакомств быстро прижились, как в Великобритании, так и в Австралии.

Сегодня в Америке и Европе с помощью «быстрых свиданий» ищут не только спутников жизни, но и единомышленников по увлечениям и даже партнёров по бизнесу. Быстрые свидания проводятся для выпускников, этнических групп, людей одной веры, любителей книг и т.п.

Участников объединяют в группы по возрасту, чётко определено время бесед (это не даёт человеку заскучать, если собеседник не очень ему приятен или интересен). Кроме того, на быстрых свиданиях нет громкой музыки, поэтому люди могут общаться с комфортом, без помех. Преимущество формата в том, что появляется возможность познакомиться с большим количеством людей на одной встрече. Особенно важно это для тех, кто загружен работой или у кого узкий социальный круг общения.

Каждому участнику даётся бейдж с именем и анкета, которая заполняется в ходе мини-бесед и помогает сохранить впечатления о собеседнике. Анкеты сохраняются у участников. Через каждые пять минут собеседники меняются. В конце вечера, если симпатии людей совпали, они могут обменяться телефонами.

Участие бесплатное, заявки принимаются от всех желающих. При записи необходимо указать ФИО, возраст, род занятий.

Читательский театр

В последние годы в зарубежных библиотеках большой популярностью пользуется молодёжная программа «Читательский театр». «Читательский театр» включает в себя как элемент драмы, так и обучения, и замечательно трансформирует любое библиотечное помещение (в том числе и на прилегающей территории) в сцену. Во время действия читатель, стоящий на сцене превращается в настоящую звезду.

«Читательский театр» – это сильно мотивированная стратегия, направленная на соединение устного чтения, литературы и драмы в одной аудитории. В отличие от традиционного театра, читательский театр не требует костюмов, грима, мебели и заучивания текста. Нужен только текст, который подростки читают вслух, включая свои эмоции, мимику и отношение к героям. Рассказчик делает комментарии необходимые для перехода между сценами. Элемент драмы позволяет ученику сделать вывод о том, что чтение – это деятельность, которая позволяет экспериментировать. Подросток может произносить слова разными способами и с разным значением. Читателям предоставляется возможность эмоционально выражать своё отношение к поворотам сюжета, а также оценивать своё взаимодействие с персонажами.

Библиотекари, практикующие этот способ приобщения молодёжи к чтению, пришли к выводу, что «Читательский театр» помогает повысить беглость чтения, обогащает словарь, улучшает понимание текста, усиливает возможности диалоговой интерпретации и восприятия пьесы как литературной формы. Время одного представления «Читательского театра» может занимать от 5 до 10 дней. В организации и проведении этого мероприятия активное участие принимают волонтёры.

Библиотечный театр

Эффективность творческих, игровых форм для расширения читательской аудитории стала реальностью для многих библиотек (и не только за рубежом). Библиотечный театр несколько шире читательского: здесь актером и режиссёром может стать и читатель, и библиотекарь. Некоторые библиотеки пользуются услугами профессиональных сценаристов и постановщиков. Если хватает желания и способностей – всё организовывают сами. Такое представление – прекрасная возможность не только проявить свои таланты и сделать свою жизнь разнообразнее и интересней, но и научиться понимать других. Это – своего рода модель общественного объединения по интересам. Роль библиотечного театра как творческой, активной формы взаимодействия с публикой особенно значима для публичных библиотек. Главный источник существования такой формы – зрелищность. Конечно, игровая форма участия наиболее понятна и приемлема, в первую очередь, для детей, юношества и молодёжи. Поэтому логично, что библиотечный театр широко используется в детских и юношеских библиотеках (кукольные театры, театры Книги и т.д.) Хотя и для взрослых возможность коллективного творческого самовыражения, снятия груза повседневных забот (а это возможно в театре) достаточно важна. История возникновения этого явления связана с Народными домами, создававшимися в дореволюционной России. При одной такой организации сосуществовали музей, театр и библиотека. Это была и есть возможность для местного населения непосредственно участвовать в культурной жизни своего региона.
Тихая музыкальная студия
В одной из публичных библиотек Сингапура с успехом функционирует новый сервис – музыкальная студия, которая называется Silent Studio (Тихая Студия). Она названа так потому, что в ней установлено оборудование, позволяющее минимизировать громкость звука и тем самым не беспокоить других посетителей библиотеки. Это стало возможным благодаря использованию JamHub mixer, который направляет звуки различных электроинструментов непосредственно в наушники музыкантов. Поэтому генерированный звук слышат только сами исполнители.
Создав такую студию, библиотека надеется привлечь в свои пенаты немало музыкантов, особенно молодых, которые будут оттачивать здесь своё мастерство, создавать новые музыкальные композиции и устраивать jamming sessions. Кроме того, в студии очень удобно прослушивать коллекцию различных библиотечных музыкальных материалов, записанных на CDs, DVDs, просматривать аранжировки и печатные музыкальные издания.
Библиотечные пользователи могут приходить в студию со своими переносными музыкальными инструментами (гитарами, контрабасами) или пользоваться библиотечными музыкальными инструментами.Библиотечная студия работает ежедневно с 11 часов утра и до 9 вечера.
Армагедон в библиотеке

В Новой Зеландии и Австралии большой популярностью у молодёжи пользуются ежегодные костюмированные представления (Армагедон), которые проходят в двух или трёх городах в различных молодёжных центрах, включая некоторые библиотеки. Программа этих представлений составлена из элементов научной фантастики, комиксов, аниме, игр. Участники одеты в необычные наряды (например, шкуру медведя), носят парики и украшения в стиле стимпанка. Во время представления молодёжь может пообщаться с теле и кинозвёздами, художниками, работающими в стиле манга, модными писателями, посмотреть аниме на большом экране, приобрести крутые товары, побить друг друга надувными палками или просто послоняться по библиотеке, изображая из себя всезнаек. Апофеозом представления становятся охота за пасхальным яйцом и беспощадный бой на подушках.
Способы популяризации комиксов и графических новелл в библиотеке

Коллекция комиксов и графических новелл – один из важных компонентов современной библиотеки. Поэтому необходимо искать и находить эффективные пути их внедрения в библиотечную практику.

1. Программы. Обмен комиксов и графических новелл. Такую программу очень легко организовать и она не требует существенных затрат. Любители этого формата имеют массу изданий у себя дома, многие из них никогда более не читаются. Тем пользователям, которые дарят библиотеке свои книги, можно презентовать билеты на определённые библиотечные мероприятия.

Клубы: просмотра anime, рисования комиксов и графических новелл, написания текстов, чтения комиксов и графических новелл.

Для организации этих клубов библиотека должна привлечь к сотрудничеству внештатных специалистов. Поиск таких специалистов можно начать с ближайшего книжного магазина. Как правило, месячное функционирование таких клубов может сформировать их постоянную аудиторию. Самое удобное время работы этих клубов – часы после окончания школьных или студенческих занятий. Клуб с определённой аудиторией и специалистами может работать в течение года.

Костюмированные представления. Пригласите подростков или более старшие возрастные группы посетить просмотр аниме, одевшись в костюмы своих любимых героев. Или создайте в библиотеке мастерскую, где молодёжь будут учить делать костюмы, грим и другую атрибутику.

Классы по изучению японской культуры. Подростки изучают здесь культурные нормы Японии, простые разговорные фразы, язык манга и аниме, а также причины их популярности в японской культуре. Конкурсы и фестивали. Художники и составители текстов комиксов и графических новелл соревнуются между собой за создание лучшего комикса или графической новеллы. Победители получают призы. Некоторые библиотеки устраивают такие мероприятия два раза в месяц в выходные дни.
2. Маркетинг. Как библиотека может оповестить молодёжь о наличии коллекции комиксов и графических новелл?

Магазины комиксов. Разместите в них библиотечные флайеры, организуйте библиотечные мероприятия в магазине, покупайте их издания, а также приглашайте сотрудников магазинов участвовать в библиотечных мероприятиях в качестве ведущих. Если поблизости нет магазинов комиксов, можно наладить контакты с преподавателями ближайших вузов или колледжей и пригласить их вести классы аниме, а также рекламировать библиотечные мероприятия в своих аудиториях.
Рецензии. Используйте библиотечный сайт для публикации пользовательских рецензий на прочитанные комиксы или графические новеллы. Даже помещение на библиотечной доске объявлений таких рецензий поможет делу популяризации этого формата.

Выставки. Организуйте в библиотеке выставку комиксов и графических новелл. Очень хорошим названием для такой выставки будет «Графические новеллы и Кино».

Классы и мастерские. Организуйте промоушен комиксов и графических новелл на других мероприятиях библиотеки. Многие библиотекари могут вручать буклеты со списками комиксов и графических новелл во время работы, например, библиотечного бизнес центра или центра по обслуживанию пенсионеров.

Расположение на полках. Обложки изданий комиксов и графических новелл должны всегда бросаться в глаза.

Подготовка персонала библиотеки. Необходимо оказать помощь другим сотрудникам библиотеки в освоении этого формата литературы. Имеется в виду каталогизация и высокий оборот комиксов и графических новелл.

Флешмоб в библиотеке


В последние несколько лет в зарубежных странах и в России приобрёл популярность Флешмоб (Flashmob) – мгновенная толпа – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляются в общественном месте и в течение нескольких минут выполняют спланированные действия абсурдного характера, а затем быстро расходятся.

Первая подобная акция состоялась 17 июня 2003 г. в Нью-Йорке, а затем распространилась и на другие страны. Флешмобы фактически невозможны без Интернета, т.к. именно с помощью Сети происходит подготовка и координация действий участников. Мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней вполне естественно и серьёзно. Это представление рассчитано на случайных зрителей, у которых возникают неоднозначные чувства: непонимание, интерес и даже иногда ощущение собственного помешательства.

Библиотека таким способом пытается привлечь к себе внимание и показать свою готовность следовать модным веяниям сегодняшней общественной жизни. Кроме того, библиотекари надеются с помощью Флешмоба (это совершенно добровольная, аполитичная и бесплатная акция) пополнить ряды своих пользователей.



Как с помощью книг можно украсить интерьер симпатичными иконками

                                   (можно использовать как в библиотеке, так и дома)

Если у вас много одинаковых по размеру книг, то для них можно распечатать специальные обложки с заранее просчитанными «точками»

Как с помощью книг можно украсить интерьер симпатичными иконками

Чтобы в итоге стеллаж с книгами выглядел примерно вот так:
2Как с помощью книг можно украсить интерьер симпатичными иконками

Несколько интересных идей для оформления библиотеки

Полка. Просто полка!

А вот креативный потолок для библиотеки: книги потоком спускаются к полке.

Журнальный столик в виде клетки. Выпустите пленников наружу - читайте книги!




СЛОВАРЬ
 ФОРМ
 МАССОВОЙ РАБОТЫ

 Традиционные и инновационные, серьезные и игровые формы массового формирования информационной культуры пользователей

Фронтальное (массовое) библиотечно-библиографическое обслуживание — это удовлетворение культурно-информационных потребностей, которые характерны для большинства пользователей и «непользователей» библиотеки. Это обслуживание помогает привлечь их внимание к библиотеке, чтению, конкретной книге. Оно содержит группы способов: критико-аналитические, позитивно-иллюстративные, рекомендательно-информационные, способы опосредованной рекомендации книги.

Критико-аналитические способы — обеспечивают всесторонний и глубокий анализ произведения печати (в.т.ч. книги) или определенной проблемы, изложенной в них.
 Это может быть:
Обсуждение книг
Литературный диспут
Громкие чтения
Вечера вопросов и ответов
Читательские конференции.

Позитивно-иллюстративные способы — призваны знакомить пользователей библиотеки с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов. Отличительная особенность этих способов — использование музыки, художественного слова, ИЗО, радио, ТВ, кино.
 Это могут быть:
Литературно-художественные композиции
Вечера занимательной науки
История одного портрета

Рекомендательно-информационные способы — призваны заинтересовать пользователей, убедить их в необходимости чтения рекомендуемых произведений.
 Это может быть:
устный журнал
премьера книги
Самая интересная книга, прочитанная мной (форма встреч)

Способы опосредованной рекомендации книг — пропагандируют деятельность библиотеки ее возможности, пользу чтения, развитие библиотечно-информационной культуры. Таким образом, библиотекари подводят пользователей и «непользователей» библиотеки к необходимости чтения.

Читательская аудитория — совокупность всех читателей, не объединенных какими-либо общими признаками и не составляющих устойчивого множества.

Читательская группа — это совокупность индивидов, имеющие какие-то общие объективно существующие характеристики и свойства. Это вполне определенное устойчивое множество, упорядоченное по тому или иному признаку, значимому для библиотечного обслуживания: полу, возрасту, профессии, интересам.
Формы массовых мероприятий

 Hi-Fi — книга (Хай-фай-книга)
 Оpen-air («легкая атмосфера», «на открытом воздухе» — англ.)
 PR-акция
 PR-кампания
 PRO-движение книги
 Teach-in (Тич-ин) — публичная дискуссия, собрание для обсуждения злободневных вопросов. (В университетах Америки форма продленных лекций-семинаров, продолжающихся без перерывов. Первоначально — как вид социального протеста)
А

 Авантюра
 Ажиотаж
 Аншлаг
 Аттракцион
 Агитация
 Агитбеседка
 Агитбригада
 Авторитет имени (встреча с кем-либо)
 Азбука
 Аккорды литературные
 Акция
 Альманах
 Альянс литературно-музыкальный (союз, объединение)
 Анализ (книги, работы)
 Ансамбль литературных звезд
 Арт-встреча
 Арт-пространство (выставочный зал)
 Арт-час
 Арт-терапия

Ассорти
 Ателье
 Аукцион
Б

Базар головоломок (кроссворды, ребусы, шарады)
 Байки литературные
 Бал
 Бал литературный
 Бал-маскарад

Балаганчик
 Барахолка литературная
 Беби-шоу (детское представление)
 Бенефис
 Бенефис книги
 Бенефис читающей семьи

Беседа
 Беседа-диалог
 Беседа-диспут
 Беседа-игра
 Беседа-обсуждение
 Беседа-практикум

Бестселлер-шоу
 Библиокараван
 Библио-бар
 Библио-бистро
 Библио-кафе
 Библио-кросс
 Библио-магия
 Библио-обзор контрастный (драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.)
 Библио-шоу
 Бистро книжное
 Блеф-клуб
 Блиц
 Блиц-опыт (форма производственной учебы)
 Блиц-опрос
 Блиц-турнир

Бой
 Бой интеллектуальный
 Бой ораторов
 Брейн-ринг
 Бренд-автор-шоу (узнаваемый автор)
 Бюллетень
 Бюро литературных новинок
 Бюро творческих находок (форма производственной учебы)
В

 Вариации литературные
 Вербовка в ряды эрудитов
 Вернисаж
 Вернисаж литературный
 Вернисаж газеты

Версиада
 Вертеп
 Вечер
 Вечер библиографический
 Вечер вопросов и ответов
 Вечер выпускной
 Вечер загадочный
 Вечер изящной словесности
 Вечер исторический
 Вечер книги
 Вечер краеведческий
 Вечер критики и восхвалений
 Вечер литературный
 Вечер отдыха
 Вечер памяти
 Вечер поэзии
 Вечер поэтического настроения
 Вечер семьи
 Вечер смеха / юмора
 Вечер-аукцион
 Вечер-встреча
 Вечер-дискуссия
 Вечер-комплимент
 Вечер-портрет
 Вечер-посвящение
 Вечер-реквием
 Вечер-фантазия
 Вечер-элегия
 Комильфо-вечер (вечер хороших манер)

Вечеринка литературная (тертулия)
 Вечеринка светская

Видео-
 Видеовикторина
 Видеокруиз
 Видеолекторий
 Видеопрорыв
 Видеосалон
 Видеоурок
 Видеоэкскурсия
 Видеоэнциклопедия

Визит
 Визитки литературные
 Викторина
 Викторина-поиск
 Шанс-викторина
 Экспресс-викторина
 Электронная викторина «БиблиоIQ»

Виражи литературные
 Витрина литературная
 Водевиль
 Воскресник / субботник
 Встреча
 Встреча за самоваром
 Встреча литературная
 Встреча тематическая
 Встреча-интервью
 Встреча-презентация

Выборы литературные
 Выступление
Г

 Газета
 Газета говорящая
 Газета живая

Галерея
 Гид литературный
 Глобус литературный (рассказ о писателях разных стран)
 Голосование
 Гонка за знаниями
 Гороскоп литературный
 Гостиная литературно-музыкальная
 Громкое чтение
 Гуляние народное
 Гурман-вечер любителей .... жанра
Д

 Дайджест
 Дебаты литературные
 Дебют
 Дебют литературный


 Девичник
 Дегустация литературных новинок
 Дежа-вю (неизвестное об известных, уже виденных, читанных произведениях)
 Дежурство («Дежурный по ...»)
 Декада молодого специалиста
 Дело литературное №
 Деловой круг
 Демонстрация
 День
 День библиотеки
 День веселых затей
 День возвращенной книги
 День забывчивого читателя
 День информации
 День книги
 День открытых дверей
 День профессии
 День специалиста
 День читательских удовольствий
 День чтения (семейного)
 Десант библиотечный (в детский сад)
 Десант литературный

Диалог
 Диалог женский


 Дилижанс литературный
 Дискуссия
 Диспут
 Диспут окололитературный


 Доклад
 Домино
 Дуэль литературная
Ж

 Журнал
 Живой журнал
 Виртуальный журнал
 Открытый журнал
 Журнал устный
З

 Завалинка музыкальная
 Загадки литературные
 Занятие увлекательное
 Заседание
 Застолье почти познавательное
 Зачет
 Звездный час
 Звездопад поэтический
И

 Игра
 Игра библиографическая
 Игра деловая
 Игра интеллектуальная
 Игра историческая
 Игра литературная
 Игра настольная
 Игра подвижная
 Игра познавательная
 Игра профориентационная
 Игра психологическая
 Игра ролевая
 Игра семейная
 Игра экологическая
 Игра экономическая
 Игра-загадка
 Игра-конкурс
 Игра-отчет
 Игра-представление
 Игра-путешествие
 Игра-фантазия
 Игра-экскурсия

Игрище
 Игротека
 Иллюзион русской словесности
 Имидж-коктейль (встреча с кем-либо)
 Империя игр
 Импровизация
 Инструктаж
 Инсценировка
 Интервью
 Интермедия
 Интрига литературная
 Инфомания
 Информ-дайджест
 Информ-досье (сборник материалов о ком-либо, о чем-либо)
 Информ-курьер
 Информ-релиз
 Информина
 Информминутка
 Искушение книгой
 Искушение литературное
 Испытание
 Исторические виражи
К

 Кабачок
 Кабинет литературный
 Кадр книжный
 Каламбур литературный
 Конструктор книжный
 Казино
 Календарь
 Калейдоскоп рекомендаций
 Капустник
 Караван
 впечатлений
 историй
 книг

Карнавал
 идей
 книг

Карнавал литературный
 Каскад литературных удовольствий
 Кафе литературное
 Качели дискуссионные (обсуждение двумя командами какой-либо проблемы, вопроса)
 Классный час
 Клип-обзор
 Клуб
 Клуб веселых и находчивых
 Клуб веселых и начитанных
 Клуб видеопутешественников
 Клуб дискуссионный
 Клуб знатоков
 Клуб литературный
 Клуб любителей чего-либо
 Клуб семейного чтения

Книга-поиск
 Книгопоказ
 Коктейль
 Коллаж
 Компас литературный
 Компетентное мнение
 Композиция
 Композиция литературная
 Композиция музыкальная
 Композиция поэтическая
 Композиция сценическая

Конкурс
 Конкурс виртуозной критики
 Конкурс заочный
 Конкурс краеведческий
 Конкурс профессиональный
 Конкурс читающих семей
 Конкурс чтецов
 Конкурс эрудитов
 Конкурс-концерт
 Конкурс-поиск
 Конкурс-секрет
 Конкурс-экспедиция
 Спринт-конкурс
 Фотоконкурс

Консультация
 Конференция
 Конференция читательская


 Конфетти новогоднее
 Концерт сказочный
 Копилка опыта (форма производственной учебы)
 Королевство библиографическое
 Креатив-проект
 Креатив-лаборатория
 Крестики-нолики литературные
 Круглый стол
 Кружок
 Круиз литературный
 Кураж-вечер
 Курс учебный
 Курсы литературные
Л

 Лаборатория
 Лаборатория успеха
 Лаборатория читательского вкуса
 Лаборатория читательского творчества

Лабиринт
 Лавка писательская
 Лекторий
 Лекция
 Лестница знаний
 Лестница-словесница
 Линейка
 Лицей
 Лицей для малышей
 Лотерея
 Лото литературное
 Лоция литературная
М

 Марафон
 Марш
 Марш-бросок

Маскарад
 Мастер-класс
 Мастерилка
 Мастерская радости
 Меморина
 Месячник первокурсника
 Мечты и думы о профессии (профессиональные встречи)
 Мини-студия
 Миниатюры сатирические
 Минута славы
 Минутка веселая
 Минутки живописные
 Минуты радостного чтения

Мистерия
 Митинг
 Мобилизация
 Мозаика
 Мозговой штурм
 Мониторинг книжных новинок
 Моцион литературный
 Музей
 Музей книги
 Музей литературный
 Музей поэтический (малоизвестные литературные факты)

Мюзикл
Н

 Набат литературный
 Навигатор
 Навигация
 Новоселье книги
 Нон-стоп (стихи на одну тему, одного автора или авторские)
 Ностальгия
О

 Обзор
 Обзор аналитический
 Обоз литературный
 Обзор театрализованный
 Обзор-размышление
 Обзор-игра
 Обзор-интервью
 Обзор-путешествие
 Обзор-шоу

Обмен информацией (форма производственной учебы)
 Обращение
 Обсуждение
 Объединение литературное «Творцы и таланты»
 Олимпиада
 Опрос
 Орбита литературная
 Отзыв
 Открытая кафедра
 Открытая трибуна
 Открытый микрофон
 Отчет творческий
 Охота за лакунами знаний
П

 Пазл читательских предпочтений
 Палаццо книг (зарубежная литература)
 Панно любимых книг (авторов)
 Панорама
 Парад книг (по одной теме)
 Параграф книжный (научные знания о чем-либо)
 Пеленг (поиск новых литературных имен, читателей)
 Передача (теле-, радио-)
 Перекресток мнений
 Пирамида знаний
 Плакат
 Плен книжный
 Площадка
 Подарок читателю (к Дню ...)
 Подиум
 Подиум литературный
 Подиум мнений
 Подиум Новоуральский (встреча с кем-либо)

Пожелание
 Поздравление
 Поединок фантазеров
 Поиск
 Поле чудес
 Полемика
 Полигон мнений
 Политзанятие
 Помощь
 Портал информационный
 Портфель книжный (обзор новинок)
 Посвящение в читатели
 Посиделки фольклорные
 Последний звонок
 Постановка театрализованная
 Поучение книжное
 Похвала читателю (книге)
 Поход за знаниями
 Почтамт (обзор периодики)
 Праздник
 Праздник книги
 Праздник семейный
 Праздник фольклорный
 Праздник читательских удовольствий
 Праздник чтения

Практика
 Практикум
 Представление
 Представление кукольное
 Представление музыкально-игровое
 Представление театрализованное
 Представление фольклорное
 Представление эстрадное

Презентация
 Премьера журнала (книги)
 Прения
 Престиж-встреча
 Прививка культурная
 Прививка от безграмотности
 Признание в любви к жанру (книге, автору)
 Приключение
 Присяга (книге)
 Пресс-конференция
 Пробег (от Эзопа и Лафонтена до Крылова)
 Проводы (зимы)
 Прогноз литературный
 Программа
 Программа игровая
 Программа информационная
 Программа конкурсная
 Программа концертная
 Программа литературная
 Программа познавательная
 Программа развлекательная
 Программа творческая
 Программа учебная
 Программа учебно-игровая
 Программа чтения (летнего, семейного)
 Программа-розыгрыш

Прогулка
 Прогулка по литературному скверу
 Прогулка по библиотеке

Прожектор библиотеки
 Промо-акция
 Пропаганда книжной культуры
 Пульс
 Пульс библиотечный
 Пульс литературный
 Пульт литературный

Путеводитель
 Путешествие
 Путешествие виртуальное
 Путешествие заочное
 Путешествие музыкальное
 Путешествие по золотому кольцу русской литературы ( XIX век)
 Путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач. XX века)
 Путешествие сказочное

Пятачок литературный
Р

 Работа творческая
 Радар книжный
 Радиоигра
 Радиопередача
 Развал книжный
 Развлечение познавательное
 Разгуляй в читальном зале (шумные игры)
 Размышление / рассуждение
 Рандеву с книгой
 Ракурс литературный
 Раритет литературный
 Рассказ инсценированный
 Ребус
 Регата литературная
 Рейтинг
 Репортаж-обзор
 Респект-встреча
 Ретровзгляд (путешествие в прошлое)
 Речевой тюнинг (обогащении словарного запаса)
 Ринг
 Ринг библиотечный
 Ринг правовой
 Ринг эрудитов

Ристалище рыцарей слова (книги)
 Робинзонада
 Родословная книги
 Розыгрыш литературный (библиографический)
 Рулетка библиографическая
С

 Сад книжный
 Сага (сказание) литературная
 Салон литературный
 Светёлка литературная
 Светофор литературный
 Сеанс
 Секретные материалы
 Секция
 Семинар
 Семинар-практикум
 Семинар-тренинг

Серпантин
 Сказка вслух
 Сказка-подсказка (правоведческие ситуации)
 Сказочка
 Скатерть-самобранка книжная
 Сквер библиотечный
 Скоморошинки
 Слайд-программа / путешествие
 Слет / Сбор
 Словесные перепалки
 Смекалинки
 Смех-тайм (к Дню смеха)
 Смотр-конкурс
 Собрание
 Собрание знатоков
 Собрание родительское

Совет Совещание
 Созерцание прекрасного
 Соревнование
 Состязание
 Спектакль
 Спецкурс
 Спор
 Справка-шоу
 Сражение
 Стажировка
 Старт
 Стендовый доклад
 Стиль-встреча
 Стол дискуссионный
 Странствия по книголэнду
 Студия
 Ступени
 Субботник
 Сувенир книжный
 Суд литературный
 Сундучок литературный
 Сход литературной лавины
 Сценка-поздравление
 Сценка-сюрприз
 Счастливый случай
 Считалка
 Сыск литературный
Т

 Творческая лаборатория «Терновый путь»
 Театр книги
 Театр кукольный
 Телешоу
 Телемост
 Тертулия (литературная вечеринка)
 Территория чтения
 Тест
 Тин-коктейль
 Тир интеллектуальный
 Ток-шоу
 Торги
 Торги литературные
 Торги информационные (Выигрывает тот, по чьему отзыву попросят читатели выдать книгу)

Тренинг
 Тренинг интеллектуальный

 Трибуна
 полемики
 смелых гипотез

Тур Турне
 Турнир
У

 Увеселение
 Укол знаний
 Укрощение ошибок речи (орфографии)
 Универсиада
 Урок
 Урок библиографический
 Урок библиотечный
 Урок веселый
 Урок занимательный
 Урок интегрированный
 Урок комплексный
 Урок литературы
 Урок памяти
 Урок творческий
 Урок-беседа
 Урок-игра
 Урок-путешествие
 Урок-сказка
 Урок-фантазия

Утренник
 Учеба
Ф

 Фабрика поэтических звезд
 Фаворит-книга
 Фант-ночь (Новогодний фантастический праздник)
 Фантастиш-шоу
 Фаэтон литературный
 Феерия
 Фейерверк-ночь
 Феномен-клуб
 Феноменология литературы
 Фестиваль
 Фестиваль молодежной книги
 Фестиваль профессий
 Фестиваль здоровья

Финал / Финиш
 Флэш-моб (сбор людей с целью проведения одноразовой акции)
 Фонтан желаний
 Формула успеха (встреча с кем-либо)
 Форум
 Фото-кросс «Город читает»
 Фристайл
 Фуршет
 информация
 экспозиция
Х

Хит-парад
 Хобби-клуб
 Хоровод
Ц

Церемония
 Цикл встреч
 Цикл-галерея
Ч

Чаепитие театрализованное «Чашка чая с Гоголем»
 Чародей-вечер (под Новый год)
 Час
 Час взаимопроверки (форма производственной учебы)
 Час вопросов и ответов
 Час информации
 Час истории
 Час хорошей литературы
 Час музыки
 Час мультимедийный
 Час общения
 Час познаний и открытий
 Час поэзии
 Час профессионального общения (форма производственной учебы)
 Час размышлений
 Час фантазии

Чат (виртуальная беседа)
 Чепушинки (детская игровая поэзия)
 Чтения
 Громкие чтения
 Новоуральские чтения
 Чудодейственное чтение
 Юношеские чтения

Чудеса в библиотеке
Ш

 Шабаш (на ночь всех святых)
 Шатер библиотечный
 Шедевры литературного мира
 Школа
 Школа гениев
 Школа общения

Шоу
 Шоу интеллектуальное
 Шоу-блиц
 Шоу-программа

Штудии (углубленные занятия)
 Шутка-минутка
Э

 Эволюция жанра
 Экзамен
 Экскурсия
 Экскурсия виртуальная


 Экспедиция
 Эксперимент
 Экспозиция
 Экспресс-обзор (обсуждение)
 Экспромт
 Энциклопедия хорошего литературного вкуса
 Эрмитаж уникальных встреч
 Эрудит-шоу
 Эскизы удивительной жизни
 Эстафета
 Эстет-шоу
 Этикет-класс
 Этюд библиографический
Ю

 Юбилей
 книги
 жанра
 писателя

Юморина
Я

Явка с повинной (для задолжника)
 Ярмарка
 Ярмарка творческих идей (форма призводственной учебы)


Немного презентаций...





















Защищайтесь, сударь! 

Авторское право в блоге

Авторское право сейчас поистине стало ахиллесовой пятой работы библиотеки и библиотечного блога. Никто толком не знает, что "нельзя", а что "можно" использовать в работе, а если можно, то в каких размерах и при каких условиях. Дискуссии по авторскому праву не прекращаются, одна из последних, например, недавно развернулась в группе "Современная библиотека" на Фэйсбуке.

Кто-то кивает на несознательных законодателей, принявших странные законы, кто-то штудирует четвертую часть "Гражданского кодекса РФ", а кто-то "от греха подальше" сразу одним приказом запрещает использование любого видео-, аудио- и изобразительного материала, а также заодно и отрывков из художественных произведений.

Не будем замахиваться на решение грандиозных задач, давайте разберемся с нашими собственными, родненькими материалами блога (по-научному - "авторскими"). Надо, как говорится, "возделывать СВОЙ сад".

Копирайт или не-копирайт? Вот в чем вопрос!


Сначала определимся, что для нас важнее: чтобы мы просто выдали на-гора новый авторский материал для ознакомления или чтобы читатели могли воспользоваться нашими наработками и идеями.

В первом случае в блоге мы ставим значок копирайта - ©, а может, еще и пишем что вроде: "Все права защищены" (All rights reserved). Теперь это означает, что использование информации блога запрещено, или (в лучшем случае) разрешено с согласия автора.

Если мы хотим поделиться своими "открытиями чудными" и совершенно не против, чтобы наш материал использовали библиотекари, учителя, читатели, ставим двойное СС в кружочке. Это не «двойной копирайт», как может показаться. Напротив, это знак Creative Commons, альтернативный привычному копирайту, так сказать "копирайт наоборот". 


Зачем это надо?

Авторское право вступает в действие сразу после того, как мы создали произведение — написали рассказ, сделали фотографию или сочинили песню. По умолчанию они уже защищены авторским правом. Это означает прежде всего, что никто не может копировать и распространять нашу работу.  Даже если мы у себя в блоге напишем: «Хватайте и распространяйте!», такой призыв не будет иметь никакой юридической силы. 


Дело в том, что авторское право, обслуживающее коммерческую деятельность по тиражированию книг, музыки, фильмов и т.д., появилось до возникновения Интернета. И приспособлено оно в первую очередь для удобства издателей и работающих с ними (чаще — на них) авторов. Но если мы хотим, чтобы наше произведение распространилось как можно шире, то авторское право в его нынешнем виде не совсем то, что нам нужно.

Именно для таких случаев и были созданы лицензии Creative Commons (в переводе с английского - «творческих сообществ»). Существует несколько видов лицензий, определяющих, какую часть своих прав на созданный вами медиаконтент вы готовы передать в общественное пользование. Например, вы можете разрешить распространение вашей работы только на некоммерческих основаниях при условии указания вашего авторства. Или вы можете разрешить распространение вашей работы только при условии, что все модификации вашего творения будут залицензированы точно так же. Теперь, если человек хочет вставить в книжку вашу фотографию, он может это сделать при условии, что книжка будет и далее распространяться под лицензией Creative Commons. 

Семейство лицензий не ограничивается только этими двумя вариантами. Ознакомиться со всеми вариациями можно на официальном сайте созданного в 2001 году известным американским юристом Лоуренсом Лессигом фонда Creative Commons.


Каждая лицензия Creative Commons состоит из трех частей: «человеческого кода», «юридического кода» и цифрового кода. «Человеческий код» — это краткое понятное описание действия лицензии, прав и обязанностей сторон. «Юридический код» — длинный документ, нечто вроде лицензионного соглашения, похожий на те длинные нудные тексты, которые мы не читаем перед установкой любой программы. Цифровой код — это просто код баннера, который размещает автор, желающий распространять свои работы под Creative Commons на своем сайте, в блоге и т.д. Кликнув на него, посетитель сайта может ознакомиться с описанием лицензии, а если надо, то и с ее юридической основой. Кроме того, он позволяет искать распространяемые под CC работы либо через сайт CreativeCommons.org, либо с помощью расширенного поиска в Google или Yahoo.

Как это сделать?

Если мы решили обзавестись лицензией Creative Commons, то отправляемся на официальный сайт CreativeCommons.org. Сайт англоязычный, поэтому, если не хотим тренироваться в английском, открываем его через Гугл-Хром, который даст нам хотя бы приблизительный перевод. Вот так выглядит главная страница сайта в переводе.



На сайте нас интересует центральная колонка - "Лицензия". Нажимаем здесь "Выбор лицензии".

Открывшуюся страницу сразу листаем вниз, где должно быть написано: "Эта страница доступна на следующих языках". Выбираем русский.


Осталось ответить на два вопроса: "Разрешить изменить Ваше произведение?", "Разрешить коммерческое использование Вашего произведения?". По умолчанию юрисдикция лицензии распространяется на весь мир, в том числе и на Россию.

В правой нижней части страницы нас спрашивают: "Have a web page?". Именно здесь генерируется html-код, который нужно вставить в свой блог.


Для блога можно выбрать любой из двух вариантов: нормального или компактного размера. Код устанавливаем внизу блога и... любуемся!
Материалы сайта :http://murmansk-nordika.blogspot.com/2012/07/blog-post_29.html
Клубы по интересам
(консультация в помощь библиотекарям
в организации досуга населения)


 
 
В последние годы много говорят и пишут о том, какой должна быть современная библиотека. Практика показывает, что взгляд на библиотеку только как на информационный центр узок и однобок. На самом деле ее возможности гораздо шире. Все чаще библиотеки становятся центрами общественной и культурной жизни населения города, успешно содействуя продвижению книги и распространению чтения. В связи с этим значительно возрастает роль досуговой функции. Реализации этой функции во многом способствуют клубы и кружки при библиотеках, которые вновь активно входят в практику работы библиотек.

Организационная структура клуба по интересам
Клуб – это добровольное объединение людей на основе единства интересов к определенным проблемам: общественным, техническим, литературным, музыкальным и т.д. Клуб – это место общения, обмена мнениями, что способствует совершенствованию и развитию разносторонних знаний в различных сферах деятельности, становлению личности. В основе различных клубов лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, призвание, заложенный в нем творческий потенциал.
Специфика работы библиотечного клуба – прямой выход на книгу на чтение. По тематике клубы могут быть самыми разнообразными. Практика показывает, что в последние годы интерес у читателей вызывают следующие творческие объединения:
-естественнонаучные (экологические, краеведческие, любителей астрономии, путешествий, цветоводов, собаководов и т.д.)
-технические (автолюбители, изобретатели и т.д.);
-художественной и эстетической направленности (любители литературы, поэзии, музыки, кино);
-социально-возрастные (клубы ветеранов, подростковые, молодежные, женские, семейные и т.д.);
-национальные (татарские, украинские, чувашские и т.д.)
Одна из причин успешности и популярности клуба – правильный выбор его тематической направленности. Для этого надо сначала определиться, для какой категории читателей вы хотите создать клуб, затем с помощью наблюдений, индивидуальных бесед выяснить интересы этой группы читателей и в соответствии с выявленными интересами определяется профиль клуба. Только после этого можно приступить к организационным мероприятиям.
Организационная структура клуба по интересам состоит из нескольких компонентов: руководитель, совет (актив) клуба, члены клуба, объект воздействия (участники клубных мероприятий).
Руководитель – он же организатор, а нередко и специалист. Его задача
не только пополнять собственные знания, но и содействовать познавательной
активности членов клуба.
Совет (актив) – основной орган клубного самоуправления. Он принимает решения и организует их исполнение. Каждый член совета ведет определенный участок деятельности клуба или выполняет конкретные задания по организации и проведению мероприятий.
Члены клуба – его основное, наиболее активное ядро (15-20 человек). Именно оно участвует в разработке и осуществлении мероприятий, устанавливает контакты с различными организациями.
Объект воздействия: зрители, слушатели – участники мероприятий. Их запросы лежат в основе всей деятельности клуба.
Этапы создания клубов по интересам
            Первый этап — принятие решения о создании клуба. Инициатива может исходить как от читателей, так и от библиотекарей. Читательская инициатива, конечно, весьма положительна и желательна, однако, как показывает практика, чаще всего инициатором создания клубов по интересам являются работники библиотек. При этом прослеживается интересное явление. Библиотекари организуют клуб, исходя из своих интересов. Если библиотекарь любит стихи, он создает клуб любителей поэзии, если увлекается музыкой — клуб поклонников музыки, хорошая хозяйка организует клуб «Хозяюшка» и т. д. Это одна из положительных сторон профессии библиотекаря, поскольку кроме профессиональных интересов на рабочем месте можно реализовать свои увлечения, хобби. Недаром говорят, что для получения хорошего результата к делу надо приложить душу. В том, что библиотекарь с душой отдается своему делу, — важный залог успешной работы. Его неравнодушие, личная заинтересованность, несомненно, передадутся читателям, он будет заражать их своим энтузиазмом. Творческий библиотекарь сумеет организовать деятельность клуба так, чтобы он стал интересным, желанным местом проведения свободного времени для читателей.
            Второй этап — организация творческих контактов, установление связей с учреждениями, которые могут быть полезны в деятельности клуба.
            Третий этап — выявление и привлечение читателей к деятельности клуба. Необходимо собрать как можно больше пожеланий читателей, изучить их интересы, чтобы в наибольшей мере соответствовать их ожиданиям.
             Четвертый этап — разработка символики и атрибутики. С современных позиций ее можно и нужно рассматривать как часть рекламы. Можно разработать эмблему клуба, его девиз, значок, даже гимн. Зачастую здесь присутствуют элементы юмора, при оформлении используются знакомые символы. Многие библиотеки объявляют конкурсы с призами за лучший проект. Психологи считают, что наличие символики, атрибутики позволяет чувствовать себя членом какого-то сообщества, способствует сплочению группы.
            Пятый этап — выбор органов самоуправления — председателя, членов совета, актива.
            Шестой этап — планирование работы клуба. Планирование является реализацией маркетингового подхода, заключающегося в продвижении услуг на рынок, то есть к читателям, пользователям. Как известно, планы бывают долгосрочные (годовые, перспективные) и оперативные (месячные, квартальные).
            Седьмой этап — разработка основных форм заседаний клубов. Вся видимая часть деятельности клубов — его заседания. Как показала практика, наиболее плодотворна деятельность тех клубов, заседания которых разнообразны, не похожи друг на друга. Они могут проходить в форме различных массовых мероприятий, традиционных и новых, активных и т. д. Это литературные вечера, литературно-музыкальные вечера, которые в современных условиях часто проводятся по образцу салонов, гостиных. Дискуссия, диспут также могут заинтересовать читателей. Можно организовать вечер вопросов и ответов, конкурсы, соревнования и т. д. Достаточно распространенной формой становятся встречи с интересными людьми. Приглашенные на заседание клуба становятся желанными гостями, что обеспечивает плодотворное общение.
            Восьмой этап — пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности. Это обязательное условие функционирования библиотечных клубов по интересам — то, что определяет его специфику.

Клуб по интересам должен иметь свою документацию:
-Устав (положение). Основополагающие документы клуба. Устав может начинаться с эпиграфа, который может быть лозунгом и девизом. Положение утверждается руководителем организации, учреждения, на базе которых он создан. В этих документах прописаны все основные стороны организации и деятельности клуба: наименование, кем организован, где и для кого; цели и задачи; права и обязанности членов; построение клуба и органы самоуправления; структура клуба.
-План работы. Важным документом клуба является план работы, где указывают наименования мероприятий, срок исполнения, ответственное лицо,

Сроки проведения
Форма и наименование мероприятия
Ответственный
Январь



- Список членов клуба. Примерная форма ведения списка членов клуба:

ФИО
Год рождения
Место учебы
Место работы
Дом. адрес, телефон
Ответственный
за__________







- Дневник мероприятий  клуба – документ учета всего, что проводится клубом: заседания, встречи, экскурсии, выставки и т.д. Примерная схема ведения дневника:

Дата проведения встречи (мероприятия)
Форма и название мероприятия
Краткое описание
мероприятия

Количество присутствующих,
характер аудитории
Краткий анализ (положит. стороны и недостатки)






- Фотоматериалы проведенных встреч – заседаний.
- Сценарии проведенных встреч.
- Статьи из газет о проведенных встречах.
Паспорт клуба по интересам (примерная схема)
Название клуба: ______________________________________________________
Адрес:________________________________________________
Номер телефона базового учреждения ____________________
На базе, какого учреждения создан________________________
Год создания __________________________________________
Где проводятся заседания________________________________
Характер объединения__________________________________
Цели объединения______________________________________
Традиции:_____________________________________________
Регулярность занятий, дни встреч,  (не менее одного раза месяц):________________________________________________
Количество участников:_________________________________

СОВЕТЫ:
-Прежде всего, грамотно планируйте работу клубов и кружков, учитывайте интересы и пожелания их членов;
-Намечая направления клубной работы, составляйте перспективный план на 3 – 5 лет, но вначале спланируйте работу на 1 год;
-Годовой план работы клуба представляет собой тематический план занятий, их названия, содержание, форма проведения и домашнее задание;
 - Деятельность клуба обязательно отражается в годовом плане и годовом текстовом отчете библиотеки;
-Библиотекарь обязательно ведет дневник занятий, в котором записывает план каждого занятия, литературу для подготовки и проведения, анализирует проведенное мероприятие;
- Все документацию лучше хранить в отдельной папке;
 -Атрибутика, традиции клуба могут быть представлены необычно, а фоторепортажи о проводимых занятиях – весело, с шутливыми комментариями;
 -Можно выпускать клубную газету, оформлять специальные выпуски стенгазет к знаменательным и памятным датам, стенды – фотоотчеты об интересных событиях и мероприятиях клуба;
-Кроме того, альбомы, стенгазеты, стенды являются хорошей рекламой клуба и привлекают в него новых членов.
            -При планировании работы в клубе четко придерживаются его тематической направленности, что также является одной из характерных особенностей клубов по интересам.

Желаем Вам успеха в создании любительского клубного объединения!

                                              



Приложение
Положение
о работе женского клуба «Берегиня» (пример)
1.Общие положения
1.1.Настоящее положение разработано для членов женского клуба «Берегиня» с целью обеспечения эффективной работы и организации деятельности участников клуба.
1.2. Организатор клуба - библиотека филиал № 3 БУК «Библиотечно-музейный центр» города Радужный.
1.3.Деятельность клуба осуществляется в соответствии с основными задачами организации культурной и досуговой деятельности библиотеки.
1.4. Клуб является формой массовой работы библиотеки с женщинами города Радужный.
1.5. Работа клуба «Берегиня»  определяется планом работы клуба.
2. Цели клуба
2.1. Объединение единомышленниц в группу по интересам для удовлетворения потребностей в межличностном общении, воспроизведении духовных ценностей, воспитание здорового образа жизни приобщении к книге и чтению.
2.2. Популяризация информационных ресурсов библиотеки.
3. Основные задачи
3.1. Изучение интересов и запросов участников клуба с целью их удовлетворения через систему информационно-массовых мероприятий.
3.2. Организация системы информирования о новинках литературы, периодических изданиях.
3.3. Создание условий для общения по интересам и проведения досуга.
3.4. Участие членов клуба в организации и проведении информационно-массовых мероприятий библиотеки.
4. Формы работы
4.1.Использовать самые разнообразные формы творческой деятельности (вечера-встречи, диспуты, презентации, литературные чтения, видео и аудиоматериалы, виртуальные книжные выставки, беседы, обзоры и т. д.)
4.2.Организация конкурсов среди членов клуба.
4.3.Использовать в работе консультации и профессиональные знания членов клуба о прочитанной литературе, в целях продвижения книги и чтения.
5. Права и обязанности членов клуба
5.1 Членами клуба «Берегиня» могут стать все желающие независимо от образования, национальности, вероисповедания.
5.2.В женский   клуб могут вступить женщины в возрасте от 18 лет  и старше.
5.3. Вступление в клуб добровольное, по собственному желанию.
5.4. Члены клуба имеют право:
- принимать активное участие в его работе;
- получать полную информацию о документном фонде библиотеки;
- вносить предложения, участвовать в планировании работы клуба;
5.5. Члены клуба обязаны:
- активно участвовать в деятельности клуба;
- способствовать повышению авторитета клуба и библиотеки;

- помогать в организации творческих мероприятий.
6. Сроки и место проведения встреч членов клуба
6.1. Женский клуб «Берегиня» проводит свои встречи один раз ежемесячно в заранее договоренное с членами клуба время.
6.2. Основное место встречи членов клуба – библиотека-филиал № 3.
7. Руководство клубом
7.1. Общее руководство деятельностью клуба осуществляет заведующий библиотекой филиалом № 3.



Список литературы о клубной деятельности
1.      Абатурова, О.А. Мы и поэты, и актеры / О.А. Абатурова  // Библиотека. – 2004.- № 3.  –С. 13-16
    О деятельности клуба для пожилых «Горница».
2.      Большакова, С.М. Возраст – разный, цели – одни: клубы, объединения / С.М. Большакова // Библиотека. - 2004. - №8. – С. 22-23.
3.      Вавилова, Екатерина «Цветов красою сердце взято в плен» / Е. Вавилова // Библиотека. – 2009. -№ 5. – С. 56-59.
В статье рассказывается о работе клуба «Флора» при центральной районной библиотеке.
4.      Гиренко, М. Войди в мир профессиональных знаний / М. Гиренко // Мир библиографии. – 2006. - № 6. – С.26. 
Работа клуба юных библиографов.
5.      Кожемякина Н.В. Чем живёшь семья? / Н.В. Кожемякина // Библиотека. – 2004. - № 12. – С.23-25.text-align: justify;">
О работе клуба «Семейное кафе».
6.      Олзоева, Г.К. Клубы по интересам / Г.К. Олзоева // Г.К. Олзоева Массовая работа библиотек. Учебно - методическое пособие. – М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – С.70-78.
7.      Сафронова, З.М. Как избавиться от одиночества: Опыт работы клуба «Сударушка» / З.М. Сафронова  // Библиотека. – 2008. - № 9. – С.6-7.
8.      Филина, Марина Браво, поэзия! / М. Филина // Библиотека.  -2009. - № 5. – С.72-77. 
В статье рассказывается о работе литературно-читательского объединения «Творчество», способствующего развитию поэтического творчества горожан.
Составитель: заведующий МБО   Шмыга Ж.Н.







Иван Федоров первопечатник 
















Формы работы

Акция

Аукцион

Беседа

Вечер – встреча

Вечер – воспоминание

Вечер – чествование

Вечер- размышление

Встреча с …

Встреча двух поколений

Встреча с казачьими династиями

Встреча собратьев по оружию

Встреча с новобранцами

Видеолекторий

Вахта памяти

Викторина

Гостиная

День воинской славы

День Памяти

День информации

Диспут

Диалог

Дискуссия

Занимательная программа

Конкурс

Конкурс чтецов

Конкурсно – игровая программа

Конференция

Литературно – музыкальная гостиная

Литературно – музыкальная композиция

Минуты доверия

Марафон

Огонек

Презентация книг

Политические дебаты

Познавательная программа

Перекресток мнений

Поэтическая композиция

Посиделки

Праздник

Праздник-игра

Рыцарский турнир

Салон общения

Тематическая программа

Трибуна смелых гипотез

Театрализованный детский праздник

Театрализованный конкурс

Творческий вечер

Тематический вечер

Творческая встреча

Театрализованная игровая программа

Урок мужества

Урок здоровья

Урок этики

Художественно- публицистическая композиция

Цикл передач, бесед

Час личного мнения

Час проблемных вопросов

Час доверия

Шоу – программа

Эстафета поколений